?

Log in

No account? Create an account

Журнал Татьяны Касаткиной

Previous Entry Share Next Entry
Богослов - или историк богословия, теоретик - или историк теории...
t_kasatkina
Перенесу сюда несколько постов из фб, посвященных проблеме преподавания теории литературы (и сходных вещей).Чтобы не потерялись там.

Думаю я о том, что преподавание истории философии, а не философии, истории богословия, а не богословия, истории теории литературы, а не теории литературы (да, сейчас и это уже так - и это было шагом вперед по сравнению с преподаванием одной общей единственно верной теории - но сейчас уже становится проблемой) - лишает того, кто мог стать философом, богословом и теоретиком главного, что могло его таким сделать - метода. Он никогда не видел, как рождается метод, как работает на его глазах метод. Он только слышал рассказ о его рождении и его работе. Рассказ среди других рассказов о других методах. И из этих рассказов/пересказов всегда исчезает нечто, что обладает способностью зачать в другом ЕГО метод. Такой способностью обладает только зрелище метода, рождаемого и практикуемого на глазах учащегося.
То есть - следовало бы преподавать кроме истории философии - философию, кроме истории теории (литературы и культуры) - теорию, кроме истории богословия - богословие. И это должен преподавать человек, имеющий наглость создавать свой метод. И - да - философ и историк философии - это разные люди и разные специальности. Философ работает не с философскими системами (как историк философии) - а с вещами мира, теоретик - не с историями теорий - а с художественными текстами. И т.д.
Я знаю,что это крайне непопулярная точка зрения.
Буду рада, если те, кто решат это прокомментировать, будут утруждать себя хотя бы минимальной аргументацией.

  • 1
Да.

Аргументация:
Я Вам в этом вопросе полностью доверяю.

С Новым Годом!

:) Прекрасного Вам года! Пусть все получается.

Философ это не "специальность",это спекулятивная(с позитивной коннотацией) попытка рационализировать субьективное переживание,"миропереживание".Тем более рискованно подобное с богословием и историей богословия.Богословия всегда есть действие Духа Святого,история богословия может вполне реализовываться хоть и антихристиански.В любом случае это движение к специфичной форме "гнозиса".Любопытно,что Вы озвучиваете тенденцию,как бы,комплиментарную "миропереживанию" Федор Михайловича...

И философия, и богословие, и литература - части культуры.
Есть коренное различие между творцами культуры и исследователями их творчества.
По моему, право изучать уже созданное и высказывать о нём суждения
следует предоставлять только тем, кто сам творил или хотя бы пытался творить.
А то сейчас сапожников судят не бравшие в руки шила и дратвы,
а кулинаров - не испекшие в жизни ни одного пирога.

Это не относится лично к вам.
Я читал с удовольствием ваши работы о Достоевском и высоко их ставлю.
Но тенденция такая существует.

Выходят отсидевшие пять лет в ВУЗе вчерашние школьники в жизнь
и говорят, как право имеющие.
Часто безо всяких к тому оснований.
Кроме диплома о высшем образовании,
где чёрным по белому записаны специальности:
культуролог, философ, литературовед...

  • 1